|
|
|||||
Холм
Среди полей стоит холм. Он зеленый и пологий, но если смотреть вблизи,
кажется очень высоким.
Внутри холма дверь.
23.02.2007.
ИероглифОсобенно трудно по утрам – голова тяжелая после того, как в течение 10 часов пыталась найти компромисс между больной шеей, желающей торчать вертикально, и собственно головой, предпочитающей спать в горизонтальном положении. 10 часов борьбы – испытание немалое, так что утро радости обычно не приносит, хотя шея, наконец, с облегчением принимает гордую осанку, вознося перегруженную ночными впечатлениями голову на свой насест, с которого хорошо видны голые ветви большой березы за окном (это если зима) на фоне разнообразного цвета неба. Всегда смотрю на эту березу по утрам, стремясь зацепиться за что-то по эту сторону сна. Летние деревья, укутанные в тулупы листвы, по-моему, совсем не так выразительны, как зимние, черные, четкие, изящные, как вязь иероглифов. У Борхеса есть рассказ о человеке, одержимом поисками Слова, содержащего мир. И перед смертью он читает его в пятнах на шкуре леопарда. А ведь письмена обнаженных деревьев – перед глазами у всех. Поплачешь от зависти к этому дереву, что не томится и не ждет, что уже им написал Господь его уникальное слово, и скажешь себе – да ты-то что же? Если повезет – возьмешь скорей ручку, бумагу разыщешь (с бумагой всегда проблема), напишешь, а слезы еще пуще льются (это если сильно повезет), от того, что как это дерево станешь на несколько минут, и ветер, и соки, и электричество по тебе бегут, и огонь, из которого пространство состоит... Потом еще бывают репетиции. Сначала пьем чай, причем иногда – с церемонией. Это когда бесцеремонно завариваешь одну и ту же щепотку чая (больше нельзя, денег не хватит, это же тебе не какой-нибудь черный байховый, а, например, изумрудный улун, или пу-эр, много лет в земляной яме пролежавший и посему пахнущий вяленой рыбой) бесчисленное множество раз, наблюдая, как в аромате оттенки вяленой скумбрии плавно переходят в тунца, а нюансы мутно-зеленого сменяются все более явной ноткой мочевой желтизны. Делать это надо в молчании, созерцая взаимопереходы Инь и Ян как в чае, так и в самой себе, а также в остальных участниках церемонии. Когда, наконец, в руки берется гитара, сознание наполнено покоем настолько, что живой ток рок-н-ролла древесных иероглифов, теоретически вожделенный и желаемый быть продемонстрированным в выступлении, течет еле-еле, драйв отсутствует, песни кажутся вялой чушью, а стихи – банальщиной. Но гитара уже в руках, и тогда, для разгона, начинаешь наигрывать что-нибудь из Т.Б., «...в пурпурных снегах затерян наш след...». И постепенно становишься причастной к этой дороге, к нити горизонта, сожженной зарей, к чему-то никаким словам не подвластному, но мощно влекущему тебя, все твое существо вне страхов и сожалений за грань привычного и реального к еще более реальному, потому что в нем нет обязательств и надежд, долгов и ожиданий, где ты уже не нужна никому, где и начинается настоящая жизнь, которая смутно грезилась и слабо поблескивала прежде, а теперь явится, и станут ненужными даже письмена деревьев, любые иероглифы растворятся, ибо ты сама станешь их смыслом. Вот так уже можно играть, и голос уже зазвучал, налился обертонами и нюансами чувств. Уже из собственных песен и стихов тебе слышны шорохи и лязги механизма, вращающего планеты и электроны, плески волн на поверхности океана СатЧитАнанды, и ты сама – волна, несущая музыку. Потом иногда бывают выступления. Едешь в переполненном метро с хрупкой штуковиной в хлипком футляре, с ранимой душой среди чужих ментальных тел с их каверзами и проблемами и мечтаешь, как со сцены через тебя польются на эти неприкаянные головы потоки благодати, и все быстро и необратимо достигнут просветления. И приезжаешь в зал, и узнаешь, что удлинитель забыли, но это даже не очень важно, потому что розетка на сцене все равно не работает, и гитарист берет в руки отвертку и начинает ремонт. И на свет поставить некого, и хорошо, что пришел старинный приятель, который нашей музыки не слышал, но свет обещает включить в нужный момент. Гитарист мрачно сообщает, что играть он больше не будет никогда! – в этом зале. За полчаса до начала выясняется, что флейтиста не будет, потому что он сейчас в Зеленогорске, и не могли ли мы ему еще попозже сообщить о сегодняшнем концерте?! И ты берешь все свои поля, и надеваешь их на стержень своего голоса, и
поешь мантру. Она звенит, отражаясь от стен и наполняет зал.
Злость и раздражение как-то незаметно выворачиваются наизнанку, меняют цвет,
и ты призываешь красную дакиню, и она входит в тебя через темя,
гневная, радостная, торжествующая. Пять минут до начала, вы с группой –
единое целое во славу Господню. Ты – взведенная пружина, вне оценок,
воин в полях бесконечной травы, стоишь на пороге и думаешь: «ОМ».
Тимофеевка с горечавкой или о смысле поэзииТихо звоню в колокольчик. Он кончики дивных историй Из воздуха мне извлекает. Тяну разноцветные нити, Сплетаю пространство в мандалу… Я нынче волшебница – В мир привношу измененья. Я знаю ответ на вопрос, как устроено мироздание! Сказать вам? Пожалуйста. Никак. Равнозначный вариант ответа: как угодно. Из бесформенного сияющего Ничто мы вольны лепить любые вселенные по своему вкусу. Каков вкус, таков и мир, нами принимаемый за объективную реальность. В общем случае дело не столько во вкусе, сколько в привычке. Рожденные в определенной мировоззренческой среде, мы считаем ее единственно возможной, и не мудрено: форму сознания, способ использования его инструментов (интеллект, эмоционально-психологические допустимости, культурные клише, законы здравого смысла) и набор вариантов взаимоотношений с собой и окружением мы всосали, что называется, с молоком матери, оперируем только ими, ибо полностью находимся внутри этих границ. Этот джентльменский набор плотно укоренен в сфере бессознательного, проявления отличающихся вариантов воспринимаются как чуждые, часто враждебные помимо нашей воли. Как правило, последующее образование не выводит человека из этих границ, в лучшем случае слегка расширяет их. Новые знания аккуратно укладываются на давным-давно сколоченные полки с прибитыми к ним ярлыками «черное, белое, наше, не наше, я, другой». Купить себе новый шкаф не всегда приходит в голову. А что, если вообще отказаться от мебели? И пуститься в свободное плавание по воле пространственных волн? Страшно, непривычно. А как я буду жить, ходить на работу, химичить детишкам на молочишко? У такого двинувшегося в путь матроса бытие на определенный период становится дыбом, рвутся связи и разверзается почва под ногами. Но, чтобы плыть, нужно оставить причал. Хотя никто и не заставляет. 98% населения умирают в той же картине мира, в которой впервые осознали себя. И в этом нет ничего плохого. Главное – идти по пути, у которого есть сердце. Остальные 2% (цифры, конечно, взяты с потолка) иногда с самого детства, иногда позже, смутно или яснее ощущают серые шершавые стены, ограничивающие восприятие, осознавание, закрывающие от мысленного взора, как облака темной материи – центр Галактики,– основу основ, и пытаются найти в них брешь. Ищут сначала с помощью инструментов (набор и порядок может быть самым разным, я для примера привожу собственный) физики элементарных частиц, потом философии, потом религии, одной и другой и третьей, и все они хороши и правы, только о главном не договаривают. И вот ты остаешься наедине с самим собой, понимая, что нет и не может быть такой книги и такого человека, которые бы объяснили тебе все и видишь, что нет ни религий, ни наук, а есть единственная реальность твоего внутреннего пространства, тождественного всем мыслимым и немыслимым внешним пространствам, откуда и произрастает все. Значит, и первооснова – там же. И из сердца пространств Сгущаются капли стихов. Музыка и поэзия за пределами слов иногда могут настроить на внутреннюю тишину, или довести до предельного натяжения струну трепещущего жизненной важностью вопроса «Где Ты, Боже?!». Струна лопнет и – тишина, и в тишине – свет… И понимаешь, что стен никаких нет, все очень мягко и свободно, ты перетекаешь из одной картины в другую, любуясь красотой каждой и играя в ее игры искренне, но не серьезно. Между прочим, кто сказал, что остальные 98% не входят в эти 2%? Типичные милые парадоксы, перестающие быть таковыми при подвижной точке сборки. И вот вам вариант мира (помните, все, что рождается в сознании, так же реально/нереально, как и то, что можно потрогать руками?): Новейшие исследования астрофизиков (Jean-Rierre Luminet “Geometry and Topology in Relativistic Cosmology”) показывают возможную топологию Вселенной. Она конечна и имеет форму додекаэдра. С той особенностью, что свет, дойдя до одной из граней, не отражается от нее, а возвращается с противоположной. Мысль о преобразовании духа в процессе телодвижений плотной формы по тоннелю событий, называемом жизнью, дойдя до грани, исчезает на некоторое время из поля зрения мыслителя, затем приходит с совершенно непредсказуемой стороны и несет в себе зерна и запахи, невесть откуда взявшиеся, из-за пределов обозреваемых разумом пространств возникшие. О чем это я, господа? О поэзии. Поэт Творцу подражатель. Он, создавая миры, в начальной Своей точке испустил замысел в виде импульса, а до чего дело дошло, сами видите. Так и поэт, ничтоже сумняшеся, собрав в букет (как полевые травы собираешь – там колос тимофеевки, тут горечавка попадется, да и ромашка со зверобоем – Божье разнотравье, без причины и следствия, кроме Бога здесь ничего нет!) ассоциации и туманные фигуры из своего прошлого и настоящего, написал некоторое количество четверостиший. Разве в том дело, что читался в это время Александр Блок – стихи и статьи, висела когда-то на стене картина, мечталось о звездах, и они явились – источников и составных частей не перечесть, иначе можно было бы осмелиться исчислить хомо сапиенса. Редактор же задает вопрос: «А какова концепция, уважаемый поэт?» То-то, батенька – разнотравье. Поле зеленеет, кузнечики в нем прыгают, девясил произрастает как бы сами по себе. И всяк может по полю свою тропу протоптать, а может и вообще на поле не ходить, а на горе сидеть. Вот вам цитата на сладкое: «Любая наша песня – уравнение со многими неизвестными. Каждый человек волен подставлять под иксы и игреки свой опыт. Уравнение все равно останется верным». Угадайте, кто сказал? 11.07.2006 Видео
|
||||||
|
|
студия Master A. © |