Возможна ли дефиниция «смысла жизни» ?

Евг. Анучин

Вера в смысл жизни есть вера в
человека как носителя этого смысла
(Е. Н. Трубецкой, «Смысл жизни»)
1.


    Мы живем в мире, где для многих образованных людей такой вопрос лишен смысла или является праздным. Если человек воспринимает жизнь как гремучую смесь идиотизма и трагизма, то его ответ очевиден - жизнь бессмысленна.
    В такой депрессивный взгляд свою весомую лепту внесли деспотические тоталитарные режимы XX века, безжалостные к страданиям людей, человеческому достоинству и свободомыслию. Ужас беспредельной жестокости к человеку вводил в ступор безмыслия бесчисленные жертвы фашизма и тоталитаризма. На генетическом уровне это состояние передалось последующим поколениям. Сегодняшняя российская реальность такова, что инерция мышления и застарелые предрассудки не позволяют произвести переоценку жизненных ценностей в позитивную сторону. Что стоит за утверждением: «Сейчас еще хуже, чем в советские годы»? Мне представляется, что такое утверждение говорит об отсутствии исторического чутья и инфантилизме мышления наших сограждан. Свобода инициативы для многих стала не завоеванием, а еще одним непосильным бременем.
    Если человек эрудирован в философских проблемах, то он вспомнит об антиномизме мышления, когда об одном и том же предмете можно высказать взаимоисключающие суждения, т.е. хитрое мышление позволяет доказать, что черное это белое и наоборот. Такой подход не дает возможности определенно ответить на вопрос о смысле жизни.
    Материалисты исходят из положения, что смысл жизни в самой жизни. Этот подход достаточно верно работает в отношении жизни животных, но сами животные этим вопросом не задаются, за них это делает инстинкт. Человек, в отличие от животных, существо не только феноменального мира: его человеческое измерение пронизывает мир ноуменальный, он упорно ищет онтологические основания собственного существования и находит их в философской категории «смысла». Он обнаруживает, что понятия осмысленности и человечности тождественны, равно как тождественны понятии бесчеловечности и бессмысленности. Что касается понятия «жизнь», то для человека, покинувшего узкое поле материализма, его жизнь никак не ограничивается рамками земного пребывания, а развертывается в пространственной бесконечности и временной беспредельности.
    Что остается? Остается выйти за рамки задавленного метафизическим страхом, заряженного скепсисом обыденного мировосприятия, за рамки материализма и квазинаучного подхода, прячущегося за антиномии. За рамки вообще выходить полезно, ибо вы окажетесь в стихии свободы и непривязанности, а, значит, сумеете найти собственный ответ на один из «вечных» вопросов.

2.

    Вы можете легко поймать меня на слове - ведь дефиниции, или определения понятий, это неизбежная привязанность. Согласно «Новой философской энциклопедии», М.,2001г., дефиниция есть «логическая процедура придания строго фиксированного смысла терминам языка». Так что попытка дефиниции смысла жизни заранее обречена на неудачу.
    К счастью, всё значительно сложнее и интереснее.
    Мы привыкли классически определять понятия через род и видовое отличие.Таких определений подавляющее большинство и они действительно жестко привязывают нас в детерминированном мире причинно-следственных зависимостей. Термин «смысл жизни» находится в ведении философии, прелесть которой также и в том, что она пытается осмысливать предельные понятия и категории, т.е. такие, для которых не дано родовое понятие. «Смысл» и «жизнь», бесспорно, относятся к важнейшим родовым понятиям.
    Если мы хотим определить смысл жизни как фундаментальную философскую категорию, то, следуя призыву Иммануила Канта, должны вооружиться философским инструментарием познания.
    Какой же инструментарий понадобится нам для дефиниции родовых философских понятий?
    Прежде всего определение философского понятия должно быть системно, т.е. каждое слово в нем должно находиться в системной связи со всеми другими словами: должен работать интегральный эффект сочетания слов в определении. Русский язык для этого идеально подходит, ибо каждое слово русского языка искрится смыслами.
    Вторым принципом для философской дефиниции должна быть её открытость, т.е. она должна быть открытой индетерминированной системой. Открытой куда? В беспредельность мироздания. Открытой для чего? Для развития. Всякое философское понятие суть понятие развивающееся. Открытость означает также незавершенность, как не завершена жизнь каждого читающего этот текст.
    Третий принцип дополнительности: слова в определении должны дополнять друг друга, подобно тому, как в градостроительстве говорят об ансамблевости, а в молекулярной биологии и в социальной психологии о комплементарности.
    Что же касается конкретно дефиниции понятия «смысл жизни», то для него необходимо иметь ещё несколько, специальных, соответствующих предмету инструментов:
  — внеисторичность, т.е. не желательна привязка к историческому времени;
  — космополитичность: должен быть устранен национальный, этнический контекст;
  — культурологическая ценность, т. е. на уровне философских дефиниций и суждений оказывается необходимым то, что называют диалогом культур. Применительно к дефиниции «смысл жизни», и в отклонении от провозглашенного мною принципа внеисторичности, сегодня это попытка диалога культур Запада и Востока. Предлагаемая мною дефиниция «смысл жизни» должна стать мысленным мостом между мировоззренческими подходами Запада и Востока, но может быть понята внеисторически как мост между феноменальным и ноуменальным мирами.
    Конечно, такая дефиниция, а в ней всего 11 значимых слов, может схватить лишь некоторые существенные признаки понятия. Но, в соответствии с явлением бифуркации, мы сможем стать свидетелями роскошно разросшегося древа познания смыслов!

3.

    Итак, смысл жизни состоит в созидательной, социально оправданной деятельности, вовлеченной в Живой Поток Творящих Сил Природы и Культуры.
    Конечно, мне могут возразить, что созидание всегда идет в связке с разрушением. Я соглашусь, но добавлю - жизнь будет продолжаться тогда и олько тогда, когда процессы созидания смогут преобладать над процессами разрушения, если процессы упорядочивания и структурирования сумеют справиться с процессами энтропийной хаотизации, если вы являетесь носителем экологического мышления.
    Все наши созидательные усилия бессмысленны, если они социально не обусловлены,если индивидуализм, читайте эгоизм, принимает свои крайние формы, когда самодовольный «творец» в душе циник и мизантроп.
    Можно показать, что социальность имеет отношение к созерцательнму мировосприятию человека Востока. Но и для человека Запада созерцание как вид эстетической деятельности социально окрашено, ибо созерцая Красоту, сердце наше преисполнено любви к Жизни и волны этой любви ласкают ближних и дальних.
    Даже пресловутое «искусство для искусства» социально оправдано, если этические мотивы и помыслы художника чисты.
    Важнейшим понятием, включенным в дефиницию, является «деятельность». Мне ближе всего определение деятельности, разработанное пинаемым сегодня Карлом Марксом.(соч.М. и Э., т.42, стр.121). Всего 4 слова: «действия по опредмечиванию и распредмечиванию действительности». При опредмечивании и распредмечивании человек направляет свои способности на взаимодействие с предметным миром действительности и, тем самым, предмет становится культурно значимым, осмысленным для человека. В частных случаях при опредмечивании человек наделяет предметы именами, при распредмечивании преобразует жизнь предмета в иные формы. Все предметы искусства есть результат распредмечивания исходных природных форм предметного мира. Отсюда мышление, в том числе философское, тоже деятельность по определению. Мне скажут, что в громоздких словах «опредмечивание и распредмечивание» русский язык оплошал, соглашусь, но смысл передан точно и это важно.
    Надо признать, что слова: «созидательная, социально оправданная деятельность» относятся к смыслу жизни человека с «западным» сознанием. Человек с «восточным» менталитетом только фыркнет при слове «деятельность». Как быть? Гегель в таких случаях считал: «чтобы понять предмет нужно проникнуться жизнью этого предмета». Что же свойственно восточному образу мышления? Если взять Японию, Индию, Африканские государства - это неприятие оторванности от Природы западного «высоколобого» человека.Уже Ветхий Завет коварно заложил мину под «западного» человека, призывая его обладать землей, владычествовать «...над всею землею и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт. 1,26). Возникла серьезнейшая проблема отчуждения людей от Природы и друг от друга. Те, кто сумели «владычествовать», всегда в конфликте с теми, кто не смогли или не захотели. Отсюда же идут корни извечного противостояния власти и народа.
    Соответствует ли такой подход смыслу жизни? Не соответствует: такая жизнь неизбежно иссякнет. К счастью, имеется слово-мост между западным и восточным образами мышления. Слово это-вовлеченность. Не владычествовать, а, «...прислушиваясь к голосу Природы, поступать ей сообразно» — призывал нас еще Гераклит. Увы...
    Слово «вовлеченность» магическим образом ограничивает «деятельность» человека лишь тем, что способствует сохранению чуда Жизни. В этом слове заложено грядущее становление развитого экологического сознания!
    Слова с 6-го по 11-е в дефиниции не нарочито написаны мною с прописной буквы.Русский язык так отделяет дольнее от горнего, явленное от запредельного, земное от Небесного.
    Слова «Живой Поток Творящих Сил Природы» метафоричны, не могут анализироваться по отдельности, так как это словосочетание укоренено в вечности, чуждой нашим понятийным играм. И эволюционист, и креационист сочетание этих пяти слов воспримут не рассудком, но всем существом своим в телесно-душевно-духовной нераздельности. Целостное дробимо только для мышления. В этом и уязвимость, и сила мышления!
    И, наконец, 11-е слово «Культура». Метафора Культуры - антропоморфный побег на теле Природы. Через Культуру мы из мира безличностности, из мира вечности, из мира Природы попадаем в мир человечности, понимая, что наше краткое пребывание на Земле исполнено величайшего смысла, смысла постижения своего человеческого Предназначения.
    Поэтому, несмотря на свою якобы абстрактность, обобщенность, дефиниция «смысл жизни» предельно конкретна для любого из нас. Конкретность эта передается через ежедневную расшифровку собственного, личного, Я-йного Предназначения в этом мире.
    Одним из плодотворнейших следствий философского знания является умение мыслить и конкретно, и отвлеченно - иначе бесполезно и бессмысленно человеческое измерение жизни.

Заключение

    Из предельно общего философского определения смысла жизни как грибы после дождя могут вырастать единичные, частные смыслы жизни любого из нас. Было бы желание наполнить смыслом собственную уникальную жизнь.

Евг. Анучин    
filus@bk.ru    



Hosted by uCoz